Статьи

23.09.2021

Регистрация товарного знака: алгоритм, особенности и нюансы

Регистрация товарного знака в РФ расширит возможности бизнеса, сделает продукт или услугу более узнаваемыми. Процесс состоит из нескольких этапов, но пройти их можно самостоятельно.

Регистрация товарного знака: алгоритм, особенности и нюансы

Регистрация товарного знака – длительная процедура. Она состоит из нескольких этапов. Перед тем как начать этот процесс, стоит разобраться во всех тонкостях, изучить детали. Правила и рекомендации помогут самостоятельно собрать необходимые документы и пройти все этапы регистрации.

Что такое товарный знак, и зачем нужна регистрация?

Товарный знак (ТЗ) – обозначение товара или услуги посредством различных элементов, которые делают их узнаваемыми для потребителя. Получить единоличное право на использование ТЗ могут как индивидуальные предприниматели, так и юридические лица. При этом допустимо использование одинакового товарного знака для нескольких продуктов, если они из разных отраслей. Например, под одним ТЗ может существовать пищевое предприятие и ателье по пошиву одежды.

Регистрация ТЗ дает владельцу следующие преимущества:

  • прерогатива на использование зарегистрированного обозначения;
  • возможность зарегистрировать свой товарный знак заграницей;
  • регистрация нового или похожего ТЗ на особых условиях;
  • возможность пользоваться знаком охраны ®;
  • защита от товаров-подделок;
  • возможность продавать франшизу.

За незаконное использование товарного знака российским законодательством, в зависимости от ситуации, предусмотрена гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность.

Какие бывают товарные знаки?

ГК Российской Федерации предусматривает такие виды ТЗ: словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения, комбинированные.

Словесный знак может быть представлен как одним словом, так и словосочетанием. Чаще регистрируют короткие слоганы или неологизмы. Словесные ТЗ считаются самыми распространенными, поскольку быстро запоминаются, их легко использовать для любого вида рекламы.

Изобразительные ТЗ – это рисунки, орнаменты. К этому виду также относится логотип – текст, выполненный в уникальной графической форме.

Комбинированные включают в себя сочетания слов (или аббревиатур) и картинок. Они представляют собой целую композицию, состоящую из разных элементов.

Редко, но встречаются объемные, звуковые, голографические и даже обонятельные ТЗ. Однако регистрация такого знака возможна при условии, что представленное обозначение соответствует критериям охраноспособности. Товарный знак не должен вводить потенциального потребителя в заблуждение. Главная задача ТЗ – обозначить и выделить товар или услугу на рынке среди конкурентов.

Регистрация: алгоритм действий


Товарный знак защищается законодательством только той страны, в которой он зарегистрирован. Так, компаниям, которые продают свою продукцию и заграницей, нужно проходить регистрацию в каждом государстве отдельно по правилам «Мадридского соглашения». Российская Федерация является участником этого соглашения, что несколько упрощает задачу.

Чтобы пройти регистрацию ТЗ в РФ, нужно действовать по такому алгоритму:

  1. Собрать пакет документов. В перечень входят:
    • письменное заявление;
    • обозначение ТЗ и его описание;
    • товары и/или услуги, где будет использоваться ТЗ (следует использовать категории из Международной классификации).
  2. Оплатить особый налог за экспертизу ТЗ.
  3. Подать пакет необходимых документов в Роспатент. Это можно сделать любым удобным способом:
    • принести в офис, который расположен в Москве;
    • отправить в электронном виде посредством сайта «Госуслуги» или через ФИПС;
    • прислать по почте.
  4. Оплатить особый налог за регистрацию ТЗ.
  5. Получить свидетельство на ТЗ.

Если собраны все необходимые документы, у Роспатента не возникло вопросов и претензий к предложенному обозначению, то регистрация от момента подачи заявки до выдачи свидетельства займет 1,5 года и 2 недели.

Проверка обозначения для ТЗ

Прежде чем зарегистрировать торговый знак любого вида, рекомендовано самостоятельно провести мониторинг, нет ли такого обозначения. Если найдется похожий знак, лучше самостоятельно внести корректировки.

В качестве ТЗ точно не зарегистрируют:

  • общепринятые знаки – например, слово «сапоги» в обувном производстве;
  • обозначения, которые явно характеризуют товар (услугу) – например, «Юрист №1» для юридической компании;
  • адрес, дату продажи (изготовления) товара;
  • неоднозначные сведения – например, название колбасы российского производства Florida;
  • обозначения, не соответствующие нормам морали и законодательству – жаргонные выражения, нецензурные слова.

Стоит учитывать, что Роспатент откажет в регистрации, если уже существует похожий ТЗ в той же отрасли. Если продукция из разных классов, тогда проблем не возникнет.

Подытожим

Регистрация ТЗ – длительная процедура, требующая определенных вложений. Но эти затраты несоизмеримы с возможными убытками при потере прав на торговый знак или судебных разбирательствах с владельцами таких же обозначений.

Наша компания RF.RU предоставляет услугу по проверке товарных знаков на базе ФИПС. Эта процедура позволит избежать неприятных сюрпризов, значительно ускорит процесс подготовки к регистрации.

0
199 901

Новостная подписка

Самый быстрый способ узнать о наших акциях, спецпредложениях и новостях