Статьи

15.11.2020

Как защитить деловую репутацию в интернете

Как защитить деловую репутацию в интернете

Бывает такое, что, сходив в ресторан, клиенты остаются не довольны качеством обслуживания. И придя домой, многие из них спешат написать в интернете негативный отзыв. Желание вполне естественное и даже правильное. Нужно чтобы люди достоверно знали, что из себя представляют те или иные рестораны, интернет-магазины на деле. Но ключевое слово здесь - достоверно. И тут-то могут возникнуть некоторые проблемы. В сегодняшней статье разберёмся, чем с юридической стороны опасны комментарии в СМИ для обычных граждан и чем для компаний. При этом мы понимаем, что для многих разбираться в законах довольно скучно и неинтересно. Тем более они, как правило, написаны очень сложным языком, что ничего толком не понятно. Но мы постараемся объяснить вам всё максимально просто и кратко.

 

Короткий ликбез

Оставив в интернете или где-либо ещё в СМИ, негативный комментарий человек может замарать деловую репутацию вашей компании. За защиту этой репутации в Российской Федерации отвечают:

  • Статья 152 ГК РФ «Защита чести, достоинства и деловой репутации»
  • «О защите конкуренции» №135-ФЗ
  • «О рекламе» №38-ФЗ
  • Закон РФ №2124-1 «О средствах массовой информации»

Исходя из этих нормативно-правовых актов, если вы, как владелец бизнеса, найдёт в СМИ информацию, порочащую ваш имидж или имидж вашей компании, то можете подать иск в суд с требованием, чтобы тот, кто эту информацию опубликовал, он же её и опроверг. Причём опровержение должно быть произведено именно в том же виде, что и компрометирующая информация. То есть, если это был негативный отзыв на каком-либо сайте в интернете, то и его опровержение должно быть в виде отзыва на том же самом сайте.

До 1 октября 2013 года за это могли также назначить компенсацию морального вреда. Но с тех пор этот вид защиты применяется только по отношению к гражданам, а не юридическим лицам.

 

Как это работает

На деле получается, что далеко не всегда требование компании будет удовлетворено судом. При подаче искового заявления о защите деловой репутации организация должна доказать, что:

  1. Указанные сведения действительно распространены
  2. Они действительно являются порочащими
  3. И они не являются правдой

Обязательными являются все три пункта. В свою очередь человек, оставивший негативный отзыв может доказать, что описанные им сведения отражают действительность. И тогда компании ничего не останется, кроме как смирится с позором и работать над собой.

Если же внимательно читать перечисленные выше НПА, то даже не вооружённым взглядом можно найти множество противоречий и недоработок в них. Это отражается и на судебной практике. На данный момент исход такого дела решает по сути субъективное мнение судьи. Кто-то из них считает порочащими одни сведения, а кто-то другие.

 

Когда не получится даже выдвинуть иск


На самом деле к перечню законодательных актов, регулирующих этот вопрос, также можно отнести Конституцию Российской Федерации. Согласно этому документу: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова». И в суде об этом не забывают. Никто не запрещает людям высказывать своё мнение относительно той или иной компании. Поэтому те, кто знают о возможных проблемах с законом, на всякий случай всегда оговариваются, что это сугубо их личное мнение. Однако, Вам, как владельцу бизнеса, от этого не легче. Репутация то всё равно подпорчена.

Также в данном контексте судом не могут рассматриваться оценочные и сравнительные высказывания. Ввиду того, что их невозможно достоверно опровергнуть или подтвердить, а можно только предложить другие критерии оценивания и сравнить с чем-нибудь другим. На этом фоне приведу пример:

«Мне не понравилось обслуживание в данном ресторане. Официантов как будто силком затащили туда и заставили работать, никто тебе даже не улыбнётся».

За такой отзыв человека точно не вызовут в суд. Тут явно видно, что это сугубо его личное мнение и он его никому не навязывает.

 

Подведём итог

Заботится о чистоте деловой репутации своей организации нужно. Но помните, что людям не запрещено писать отзывы и высказывать личное мнение. Однако, если компрометирующая информация написана от имени какого-либо издательства или информационного портала, и они в добавок называют всё это описанием, характеристикой или даже рецензией, то смело можете требовать от них доказательств, либо удалить информацию и позаботится о восстановлении вашего честного имени.

0
401

Новостная подписка

Самый быстрый способ узнать о наших акциях, спецпредложениях и новостях