Статьи

23.11.2020

Что такое SWOT-анализ и кому он нужен

Что такое SWOT-анализ и кому он нужен

Большинство предпринимателей не уделяют должного внимания анализу своего бизнеса. В большинстве своём, они сосредоточены только на решении текущих вопросов. Однако, чтобы добиваться устойчивого развития компании, нужно хотя бы иногда смотреть дальше ежедневных задач. Необходимо вовремя определять слабые стороны вашей организации, направление её развития и стараться предотвратить возможные ошибки. Всему этому способствует регулярное проведение SWOT-анализа. Что же это такое и как его делать, разберёмся в этой статье.


Общие положения

SWOT-анализ – это метод оценки бизнеса, основывающийся на анализе внутренних и внешних факторов, влияющих на стратегию его развития. Само по себе слово «SWOT» является аббревиатурой:

S – strengths (ваши преимущества по сравнению с конкурентами);

W – weaknesses (ваши недостатки по сравнению с теми же конкурентами);

O – opportunities (возможности для улучшения бизнеса);

T – threats (угрозы для бизнеса).

Как не сложно догадаться именно по этим четырём параметрам и производится анализ. Первые два показателя: «S» и «W», являются внутренними факторами, напрямую зависящими от ваших действий. И тут важно заметить, что в данном анализе учитываются только уже реализованные идеи и процессы, без учёта того, что у Вас ещё в планах. SWOT-анализ отражает ситуацию именно в данный момент времени.

Strengths (преимущества). Это те характеристики вашего бизнеса, которые позволяют Вам выделиться в лучшую сторону на фоне конкурентов. Например, хорошая узнаваемость бренда, быстрая доставка, низкие цены или круглосуточная поддержка с живыми людьми в качестве операторов.

Weaknesses (недостатки). Это те аспекты, которые тянут вашу компанию на дно. Направления, которые постоянно генерируют убыток. То есть ваши слабые места. Это могут быть, например, неликвидные товары, плохая рекламная компания, отсутствие собственного бренда, отдельные не рентабельные магазины.

Вторые два показателя: «O» и «T», являются внешними факторами, не зависящими от Вас. Но Вы можете ими грамотно воспользоваться: извлечь пользу или просто защититься от возможных угроз.

Opportunities (возможности). Это события в стране и мире, на которые Вы не можете повлиять, но которые могут положительно сказаться на вашей компании. Например, снижение налогов на ваш вид деятельности, развитие интернет торговли, переход на удалённую работу, появление новых направлений для развития.

Threats (угрозы). Такие же внешние факторы, предотвратить, которые вы никак не в силах, но можете защититься от их негативного влияния на ваш бизнес. Например, повышение цен на ресурсы, карантины, падение спроса и реальных доходов населения.

 

SWOT-матрица

После того, как вы подробно разобрали каждый из пунктов, полученные данные нужно систематизировать и непосредственно проанализировать. Лучше всего для этого подойдёт матрица.


Сопоставьте каждый из внутренних факторов с каждым из внешних. И подумайте, как они могут влиять друг на друга:

Strength – Opportunities

У Вас уже есть какие-то сильные стороны, и Вам нужно по максимуму их использовать. Подумайте, как, вычисленные вами, возможности помогут в этом.

Weaknesses – Opportunities

Те же возможности нужно использовать для устранения своих недостатков, прокачивания слабых направлений.

Strength – Threats

Посмотрите, как ваши сильные стороны смогут защитить бизнес от сложившихся обстоятельств. Возможно угроза приходится именно на ваши преимущества, тогда нужно придумать что сделать, чтобы преимущества не превратились в недостатки, а Вы не проиграли в конкурентной борьбе.

Weaknesses – Threats

Этот сектор матрицы отражает все ваши недостатки и потенциальные проблемы. На него надо обратить особое внимание, чтобы обеспечить стабильное развитие компании.

 

Главные принципы

  1. SWOT-анализ, как правило, применяют при разработке стратегии развития компании. Мы рекомендуем делать его не реже 1 раза в год. Тогда Вы сможете лучше контролировать ситуацию.
  2. Для максимального результата необходима объективная оценка. Поэтому лучше всего опираться не только на своё мнение и мнение ваших сотрудников, но и узнавать точку зрения ваших клиентов.
  3. Не стоит оценивать весь бизнес в целом. Лучше анализировать в отдельности каждое направление. Такой подход даёт больше конкретики.
  4. Будьте предельно честны и избегайте двусмысленности. В данном случае есть только либо чёрное, либо белое. Если вы не уверены к какой категории относится параметр, то не включайте его в этот анализ.
  5. Этот подход не даёт конкретных цифр, но позволяет получить общую картину, и понять в каком направлении нужно двигаться.

 

Пример SWOT-анализа для гостиницы

Сильные стороны

Слабые стороны

· Отличный ресторан

· Есть детская площадка

· Организован трансфер

· Есть лечебные процедуры

· Нет своего сайта с онлайн-бронированием

· В некоторых номерах требуется ремонт

· Слабая реклама

Возможности

Угрозы

· Сезон отпусков

· Открытие рядом аквапарка

· Снижение налогов на гостиничный бизнес

· Кризис

· Карантин

 

Подведём итог

SWOT-анализ – достаточно простой способ найти все плюсы и минусы вашего бизнеса в каждом, из его секторов. Для этого необязательно привлекать сторонних аналитиков, можно справиться своими силами, главное основываться не на одном единственном мнении. Кроме того, он подходит абсолютно для любого бизнеса, из любой ниши. Что очень важно, он позволяет определить не только внутренние факторы развития, но и внешние, и получить достаточно полную и объективную стратегию принятия дальнейших решений.

Мы достаточно подробно всё описали в этой статье, и этого должно хватить, чтобы приступить к самостоятельному анализу. При его проведении настоятельно рекомендуем обратить внимание на присутствие вашей компании в интернете. В современном мире без этого не обходится ни один бизнес. А если вдруг у Вас ещё нет своего сайта, то займитесь этим, как можно скорее. Начать необходимо с выбора домена, и за этим вы можете обратиться к нам в RF.ru.

0
296

Новостная подписка

Самый быстрый способ узнать о наших акциях, спецпредложениях и новостях